Воспитатель Марина Корякина МБДОУ " Тополёк " с. им. 9 Января

Конспект по познавательному развитию для детей средней группы.

01 апреля [пн]

Тема « Ёжику нужна помощь»

Цель:

-Способствовать познавательно-речевому развитию детей.

Задачи:

Образовательные:

-Упражнять в произношении мягких согласных.

-Формировать умение дополнять рисунок деталями.

Развивающие:
-Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Учить детей понимать природные взаимосвязи.

Воспитательные:

-Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра)

Оборудование:

Ковёр самолёт, геометрические фигуры, игрушки (еж, гриб, доктор Айболит),сюжетные картинки, силуэты ежа с нарисованной ранкой. Пузырьки с зеленкой и перекисью водорода, пластырь, бинт, ватные палочки, вата. Картинки с изображением тележки, яблони, орехового куста, ягодной полянки, пенька с грибами.

Предварительная работа:

1. Раскрашивание силуэтного изображения ежа и дорисовка деталей (нос, глаз, ухо, иголки

2. Чтение сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит» рассказ «О жизни ежа» рассказ «Ежик», Н. Сладкова из книги «Сорочьи тараторки».

Организация образовательной деятельности

Педагог: Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей)

А сейчас какое время года? А я приглашаю вас из зимы попасть в лето. Я обожаю это время года. Всё вокруг живёт. На деревьях зелёные листочки появляются, цветут цветы, солнце греет сильно-сильно. Можно купаться на речке. Хотите в лето? (Ответы детей) Скажите, а на чём можно путешествовать? А как можно назвать всё то, что вы перечислили?

(Ответы детей)

Педагог: А я вам предлагаю отправиться на необычном транспорте. Хотите узнать? (Ответы детей)

Педагог:

Приглашает вас в полёт

Необычный самолёт.

С виду он ковёр обычный,

Но летает он отлично.

Может кто- то догадался? (ответы детей). (Достаю из коробки «ковёр – самолёт»).  Правильно ребята, ребята «ковёр – самолёт». (показываю картину). Ой, ребята, ой, беда! Как же так? А ковёр - самолёт у нас дырявый. Посмотрите дети. Кто же это мог сделать? (предложение детей). На таком дырявом самолёте мы не сможем взлететь. Что же делать? (ответы детей). Посмотрите внимательно, на что похожи эти «дырки»? (ответы детей) Правильно, на геометрические фигуры. Я на всякий случай взяла с собой геометрические фигуры, давайте подберём к каждой «дырочке» соответствующую фигуру и «починим» наш «ковёр – самолёт».( дети выполняют задание).

Молодцы! Как быстро вы справились! Давайте станем в круг, возьмёмся за руки и произнесём волшебные слова:

«Ковёр – самолёт» возьми нас в полёт. (дети произносят дружно). Мы  взлетаем (звучит волшебная музыка, сразу пение птиц). Ну вот ребята, мы и на месте. Что вы слышите? (ответы детей) Да ребята, весной к нам возвращаются птицы и послушайте, как они радуются, что вернулись в родные края. А куда они улетали? (ответы детей).

Идёмте дальше, только очень осторожно, ребята, посмотрите, кто это? (ответы детей)

Педагог: А что с ним, он, кажется, не может двигаться. По-моему я догадываюсь. Давайте, сядем, поудобнее, и послушаем.

( Показ настольного театра:  «Происшествие с ежом».)

По лесу ёж колючий шёл.

Большой грибок себе нашёл.

На острый сучок наступил

И ножку себе повредил.

Шагу он ступить не может,

Плачет. Кто ему поможет?

Ребята, поможем ёжику? Если случилась такая беда, в первую очередь что нужно сделать? (ответы детей) Правильно, нужно обращаться за помощью к старшим. А когда что то заболит? ( ответы детей) Конечно к доктору. А к какому доктору нужно обратиться ёжику? ( ответы детей) Правильно к доктору Айболиту, ведь именно он лечит зверей. Оказывается, у доктора Айболита есть и другое, специальное название – ветеринар. Давайте повторим и постараемся запомнить.

(попросить повторить несколько детей)

Проблемная ситуация.  Ежику необходимо попасть к ветеринару-доктору Айболиту. Но ведь он и одного шага ступить не может. Как быть? Может быть, у вас есть идеи, как попасть ежу к ветеринару?

Можно конечно отнеси ежа на руках, Но не придется ли потом лечить руки? Ведь на спине у ежа иголки длинные и колкие. Может, попробуем другой способ? Ваши предложения.

(ответы детей)

Педагог: Можно на машине, но в лесу нет автомобильной дороги, а ещё автомобиль может помять цветы, траву, кусты, ягоды, грибы. Какие ещё будут предложения?

Дети: На велосипеде.

Педагог: Велосипед не нанесёт вреда лесной природе.

Но острые сучки, один из которых поранил ножку ёжику, может проткнуть у велосипеда колёса, и тогда мы не сможем продолжить путь. Предлагаю использовать тележку. У неё и колёса не такие тонкие, как у велосипеда, и вреда природе она не причинит. Вот такие тележки используют для перевозки не очень тяжелых грузов.

Динамическая пауза « По лесу ёжика везём»

Дети встают, вытягивают руки вперёд и медленно шагают.  Соответственно тексту, дети ищут глазами эти картинки и разворачиваются в их сторону и выполняют имитацию действий. (сбор ягод, орехов, землянки).

На тележке ёжика к доктору везём,

Мимо дикой яблони тропинкой мы пойдёт.

Но прежде диких яблочек с веточек сорвём.

Дальше мы поехали, вдруг видим -  куст ореховый.

Очень нужно есть орехи тем, кто болен, Что ж, нарвём!

Но пора нам в пут, ребята, ведь больного мы везём.

Вот лесная земляника на поляночке видна.

Эта ягода полезна, ароматна и вкусна.

Наберём её в лукошко – много витаминов в ней.

Ёж поест её немножко и поправится скорей.

А вот и доктор Айболит

«Здравствуйте», - нам говорит.

И обрадовался ёжик:

«Добрый доктор мне поможет».

Всех излечит, исцелит,

Добрый доктор Айболит!

 

Прежде чем приступить к осмотру и лечению больного, доктор обязательно моет руки. Как вы думаете, зачем? Руки доктора должны быть чистыми. Ведь на немытых руках полно всяких микробов, которые могут попасть к больному. Поэтому и халат у доктора белого цвета. На белом грязь сразу будет видна, и халат постирают. Осмотрев ранку, доктор промывает ее прохладной водой. Зачем нужно промыть ранку? Чтобы очистить ее от грязи.

Потом доктор берет ватку, смачивает ее раствором перекиси водорода и легонечко протирает ранку. Это необходимо для того, чтобы поврежденное место окончательно очистить. Возьмите в руки ватку. У нас ежик не настоящий, но мы все-таки потренируемся. Легонько проведите ваткой по ранке, чтобы очистить ее. Не давите, ведь так вы можете причинить боль пострадавшему.

А вот теперь можно обрабатывать ранку йодом или зеленкой. Это нужно сделать обязательно, иначе ранка будет очень долго заживать и может воспалиться – покраснеть и начать болеть еще сильнее. У меня на столе стоят пузырьки с йодом и зеленкой. А почему зеленка так называется? Потому что она зеленого цвета. А йод желто-коричневого цвета. Ежики у вас ненастоящие, поэтому и обрабатывать ранку мы будем не по-настоящему. Возьмите в руки ватные палочки. Перед вами зеленая и желто-коричневая краски. Зеленая краска будет зеленкой, ею замажем всю ранку. А вот желто-коричневой краской – йодом нужно помазать только края ранки. Приступайте. Обработайте ранку ежику. Процедура эта немного болезненная – будет чуть-чуть пощипывать. Но что поделать, придется немного потерпеть, чтобы потом долго не мучиться с воспаленной незаживающей ранкой. Чтобы облегчит неприятное чувство пощипывания, подуйте на ранку.

Ранка ежика находится на ноге, поэтому придется ее закрыть пластырем или забинтовать, чтобы грязь не попала.
Вот так добрый ветеринар – доктор Айболит полечил ежика. Теперь и вы знаете, как помочь себе и другим обработать царапину.

Пора тебе, ежик, домой. Садись на тележку, поехали! Дети, посадите своего ежика на тележку. А пока мы доберемся до ежиной норки, дадим несколько советов, как вести себя ежу, чтобы скорее выздороветь.

Чистоговорки

ГИ-ГИ-ГИ – ножку ёж побереги.
ДИ-ДИ-ДИ – очень много не ходи.
РЕ-РЕ-РЕ – посиди пока в норе.
ГЕ-ГЕ-ГЕ – дай зажить больной ноге.
ЯТЬ-ЯТЬ-ЯТЬ – заживет – пойдешь гулять.

Давайте закончим наш рисунок. Дорисуем орехи, ягоды или яблоки. Кто что хочет. Можно нарисовать траву или дорожку под колесами тележки. А вверху – солнышко, облака или тучки.

 Дети дорисовывают детали на листе с уже изображенной тележкой.

- Пусть ежик пока отдохнет, а мы поиграем.

Подвижная игра «Не зевай, дары леса собирай»

Каждый ребенок получает мешочек (корзинку, коробку) и карточку с изображением грибов, шишек, яблок (разное их количество на карточках). На полу разложены шишки, яблоки, грибы. Дети должны собрать столько этих предметов, сколько изображено на их карточке. Предметов каждого вида должно быть равное количество.

Эй, ребята, не зевай,
Скорее шишки собирай!

Эй, ребята, выходите,
Сочных яблок наберите!

Раз. Два. Три. Четыре. Пять.
Пора грибочки собирать!

Затем дети делятся на три команды: «Шишка», «Грибок», «Яблоко». Проводится эстафета: каждый член команды по очереди пробегает полосу препятствий и складывает собранные ранее предметы в большую корзину. Побеждает та команда, которая быстрее всех сложит в свою корзину все предметы.

Молодцы, ребята, мы сделали с вами доброе дело, помогли ёжику, что вы ещё знаете про ежей? (ответы детей)  .

А сейчас пора прощаться. Спасибо за заботу и помощь. До свидания!

Ну что ребята, и нам с вами пора возвращаться, давайте встанем вокруг ковра, возьмёмся за руки и произнесём  волшебные слова:

 «Ковёр-самолёт возьми нас в полёт»

Вот мы и вернулись из нашего путешествия.

Рефлексия:

1. Понравилось вам наше путешествие?

2. Что интересного узнали?

3. Какие новые слова вы узнали?

4. Чему мы научились?

 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.